Операция по удалению аденоидов — это не трагедия
В своей практике я сталкивался с тем, что многие родители отказываются делать детям операцию по удалению аденоидов, потому что она связана со многими трудностями: начинают кровить сосуды, ребенок испытывает боль. И это понятно. Но бояться не стоит, если операция будет сделана под наркозом. О том, что такое аденоиды и каковы их функции, рассказывает оториноларинголог Игорь Семенович Маневич.
О затруднениях в кормлении детей
У маленького человечка есть такая особенность: он не может сосать грудь, не может кушать, когда у него не дышит нос. Когда мама приносит ребенка на прием, первым делом ЛОР спрашивает, как ребенок набирает вес. Это может показаться странным для мамы, но на самом деле это самое важное для нас. Если ребенок кушает хорошо, набирает вес в пределах нормы, то повода для беспокойства нет абсолютно, даже если маме кажется, что он издает какие-то звуки, сопит. Бывает, что ребенок плохо сосет грудь из-за отека слизистой носа. Это можно исправить каплями, спреями, но конкретные советы давать невозможно, нужно каждый раз смотреть ребенка, и каждый раз врач должен назначать лечение индивидуально. Есть ситуации, когда дети с самого рождения, с первых дней не могут дышать. Это связано с тем, что из-за анатомической особенности нос перекрыт, перекрыты хоаны. Хоаны — это 2 «дырочки», которыми заканчивается нос (подобно двум ноздрям спереди). Бывает врожденное сращение (атрезия), когда хоана перекрыта пленкой или костью. Если ребенок не набирает вес и не дышит, то надо исследовать хоаны. Для этого требуется стационар, наркоз. Мы смотрим эндоскопом, действительно ли хоаны перекрыты. Если да, то сразу же делаем операцию, освобождаем их. Потом нужно ждать, чтобы они зажили. Это длительный процесс.
О разнице между сопением и храпом
Сопение не является патологией, это мягкий, приятный для ушей мамы звук. А храп звучит жестче и производится более глубокими структурами носа и носоглотки, обычно открыт рот, и это всегда хуже. Иными словами, если ребенок сопит, то это относится к норме, а храп — это повод забеспокоиться.
У детей старше 1 года храп и сопение связаны с проблемой аденоидов. Если ребенок уютно посапывает во сне, то это хорошо, он может перевернуться на другой бок и перестать сопеть. Но если во сне он сильно храпит или дышит ртом, днем ходит с открытым ртом и к тому же часто простужается, отмечается, что он хуже слышит, это говорит, что у него в носоглотке выросли аденоиды и перекрыли ему носовое дыхание и уши изнутри со стороны евстахиевых труб. В этом случае тоже важно не упустить момент, когда аденоиды можно вылечить медикаментозно: уменьшить их размер. Аденоиды врачи делят на 3, а некоторые на 4 стадии. Если первая считается практически нормой, то при 2-й дыхательные пути перекрываются на 50%. Это можно вылечить медикаментозно, гомеопатией, физиотерапией. Третья стадия лечится только хирургическим путем. Но в этом случае мы говорим не о полном излечении аденоидов, а об их уменьшении. Их полностью вылечить нельзя и не нужно.
Об аденоидах и их функции
Аденоиды — это полезная ткань, специальная дополнительная детская защита. У взрослых аденоидов нет. Они в пубертатном периоде, в 14–15 лет, начинают уменьшаться, и к 18 годам исчезают полностью. Нормальные аденоиды (нулевая степень) — это тоненькая аккуратная полоска ткани за носом в середине черепа. Если полоска чуть шире, это 1-я степень, что тоже относится к норме. Вторая степень — это когда вместо полоски ткани вырастает ком, который наполовину перекрывает задние отделы носа. Если аденоиды перекрывают отделы носа на 2/3 и ребенок дышит через узенькую щелочку, то это считается 3-й степенью. Четвертая степень бывает крайне редко, когда аденоиды полностью перекрывают нос. При 2-й и 3-й стадиях аденоиды начинают перекрывать изнутри и уши. От мамы требуется вовремя заметить проблему и обратиться к врачу, попытаться ее решить медикаментозно. Смысл и цель лечения сводится к тому, чтобы уменьшить аденоиды в размерах.
Если ребенок, например в детском саду, подхватил инфекцию, у него начинается аденоидит — аденоиды воспаляются, отекают и тем самым локализуют инфекцию, пытаются не пропустить ее глубже в бронхи, легкие, пазухи, уши. Но когда они постоянно испытывают атаки вирусов, они уже заболевают сами, разрастаются, отекают, тогда начинаются проблемы, и уже вместо пользы они начинают приносить вред.
Очень важно не упустить момент, когда этот процесс можно повернуть вспять. Для этого есть различные методы: гомеопатические, физиотерапия, промывания, спреи. Правда, не всегда мы побеждаем — по статистике каждому 3-му современному ребенку приходится делать операцию аденотамию.
О мифах, связанных с операцией
Операция по удалению аденоидов — это не трагедия. Иногда родители, вместо того, чтобы максимально улучшить качество жизни ребенка, чтобы он хорошо дышал, пытаются любой ценой избежать операции. Такие родители подвержены стереотипу, что в человеке нет ничего лишнего, что вырезать ничего нельзя, так как это для чего-то нужно. Но операция на самом деле абсолютно не противоречит данной теории. Этот огромный ком, который вырос у ребенка в носоглотке и мешает ему дышать, — больная ткань. При операции мы этот ком не убираем полностью, а подрезаем под самый корешок, возвращая аденоиды в то состояние, которое предусмотрено природой. В результате ребенок хорошо дышит.
Второе, чего боятся родители, — это «вырывание» аденоидов. У нас в стране до сих пор в некоторых клиниках удаляют аденоиды без наркоза, «наживую». Капают в нос анестетик, связывают ребенка. Операция по подрезанию аденоидов считается одной из самых кровавых, так как они густо снабжены сосудами — такова их анатомическая особенность. Когда их удаляют, все эти сосуды кровоточат. Опасность представляет то, что при таком методе врач удаляет аденоиды вслепую. Он на ощупь вводит инструмент, что-то срезает... Это выглядит как средневековая пытка, да еще и операция становится очень некачественной. Врач естественно боится срезать лишнего и, как правило, срезает совсем чуть-чуть. Крови много, стресса много, эффекта мало. В этом случае врач не может качественно удалить аденоиды, поэтому через какое-то время они снова вырастают.
Есть такие дети, у которых аденоиды могут вырасти, даже если операция была проведена качественно. У них генетическая предрасположенность к избыточному росту этой ткани, и через 5–6 лет после операции аденоиды опять могут побеспокоить. Но процент таких детей очень маленький. Даже если конкретный ребенок попадает в этот процент, все равно эти 5–6 лет он живет полной жизнью. Поэтому если врач говорит, что операцию надо делать, значит надо делать.
О лазерах и наркозе
Сейчас во всех цивилизованных странах операцию по удалению аденоидов делают под общим наркозом. Ребенок полностью спит, ничего не чувствует, когда просыпается в палате – все уже сделано. Конечно, горлышко болит, но рядом мама, гладит его по головке. Качество такой операции выше, потому что когда ребенок спит, мы специальными эндоскопами проникаем в задние отделы носа, на экране монитора мы видим реальную картину: что удаляем, какие сосудики кровят. Цивилизованно, бескровно и, что самое важное, качественно.
Каждый случай индивидуален, лазер применяется где-то в меньшей степени, где-то в большей. Если ком аденоидов очень большой, то выжигать его лазером нет смысла. Его аккуратно срезают острым аденотомом, а лазером «запаивают» сосуды. Часто мамы боятся наркоза, считают, что это вредно. Этот миф поддерживают мои же коллеги, врачи, люди старой формации. Наркоз на самом деле не вредный. Существуют специальные детские врачи-анестезиологи, которые подбирают дозировки, препараты, делают наркоз. Ни в одной стране мира не возникает вопроса, делать или нет без наркоза. Наркоз обязательно нужен: он помогает сделать операцию качественно. Обычно операции делаются детям с 3 лет, но в моей практике было 2 операции полугодовалым детям.
Об операции
Операция называется аденотомия, иногда аденотонзиллотомия, когда еще гланды подрезают. Длительность операции примерно 20–30 минут. Восстановительный период 5–7 дней и щадящий режим. Но многие пожилые ЛОР-врачи говорят: «Аденоиды уже большие, но ребенок пока еще маленький. Давайте подождем до 6–7 лет и перед школой ему все удалим». Так говорят из-за слабой технической оснащенности клиники, и эти врачи не могут делать операции под наркозом, как положено во всем мире. Но эти 3–4 года могут сильно сказаться на ребенке, он, например, может потерять слух.
О профилактике
Мама должна ежегодно приводить ребенка на обследование к ЛОр-врачу. Но может случиться, что аденоиды вырастут за 2–3 месяца. Здесь уже маму должен насторожить храп, сон с открытым ртом. Обычная ситуация: ребенок переболел простудой, его вылечил педиатр, но мама видит, что ребенок плохо дышит носом. Это повод привезти малыша к ЛОРу, исследовать на предмет аденоидов, установить точный диагноз и степень и провести лечение. Здесь нам помогают детские стоматологи и ортодонты. Мамы приводят к ним детей, у которых неправильный прикус, и они чаще всего не ставят брекеты и пластины до исследования на предмет аденоидов. Потому что если они есть у ребенка, то именно они могут быть истинной причиной неправильного формирования челюсти и прикуса. Поэтому ортодонтическое лечение будет бессмысленно без решения основной проблемы.
Маму также должно насторожить то, что ребенок стал хуже слышать, переспрашивает. Причиной могут быть как банальные серные пробки, так и перекрытые аденоидами уши.
Внимательно следует отнестись к заболеваниям ребенка — 2–3 затяжные инфекции приводят к тому, что аденоиды постоянно воспалены. Если опытные ЛОР-врачи видят, что аденоиды у частоболеющего ребенка не поддаются лечению, прогрессируют, то они предлагают родителям месяца три не водить ребенка в детский сад, где его состояние только ухудшается. Иммунная система у маленького человека меняется каждый месяц. И, может, в какой-то момент она не приспособлена к инфекционным атакам, поэтому, если продолжать жить в том же режиме, иммунная система не закалится. Скорее всего, результатом этого глупого принципа явится то, что став взрослым такой человек будет часто болеть, потому что его в детстве, простывшего, водили в сад. Надо дать иммунной системе восстановиться, вырасти, стать более взрослой.
Материал подготовлен порталом Мед-Инфо