Подготовка врачей общей практики в современных условиях
УДК 614.23-614.25
Ройтберг Григорий Ефимович, д-р мед. наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины, ФДПО ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, президент АО «Медицина»
Дорош Жанна Валентиновна, канд. мед. наук, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова», доцент кафедры терапии и семейной медицины, главный врач 2 клинического отделения АО «Медицина»
Шархун Ольга Олеговна, доцент кафедры терапии и семейной медицины, ФДПО ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, врач-терапевт АО «Медицина»
Резюме. В статье представлены возможности подготовки врача общей практики в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи, основанной на принципах семейной медицины. Изложены вопросы непрерывного медицинского образования и возможности применения дополнительных программ обучения практикующих врачей и ординаторов по специальности общая врачебная практики (семейная медицина).
Ключевые слова: семейная медицина, общая врачебная практика, первичная медицинская помощь, непрерывное медицинское образование.
...Чтобы быть истинным и полезным врачом и достигнуть точного познания в медицине, нужно шесть следующих условий: врожденный талант, хорошее воспитание, высокая и чистая нравственность, изучение медицины с самых юных лет в известной и хорошей школе, любовь к своей науке и трудным ее занятиям – значительное время...
Гиппократ
Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации предусматривает усиление первичной медико-санитарной помощи, которое включает в том числе модернизацию врачебных кадров с акцентом на подготовку врачей общей практики (семейных врачей). Начало современной истории семейной медицины связано с прошлым столетием, когда на фоне развития специализированной медицинской помощи значимость терапевтического амбулаторного звена здравоохранения уменьшилась. Ситуация требовала изменения, и в рамках решения этой проблемы была предложена модель оказания первичной помощи, основанная на принципах семейной медицины.
До настоящего времени ведутся споры о правильности этого выбора. Одно из самых частых заблуждений касается утверждения, что врач общей практики может работать только в сельской местности, а в мегаполисе с огромным количеством специализированных учреждений ему места нет. Разрабатываются новые программы подготовки, внедряются новые планы и методические руководства, но сомнения в реальных, а не прописанных на бумаге возможностях врача общей практики звучат неизменно в разных аудиториях и на разных уровнях системы здравоохранения. При этом экономические и медицинские преимущества оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи, основанной на принципах семейной медицины, показаны во многих странах.
В чем отличие общей врачебной практики от других специальностей? Прежде всего, врач общей практики оказывает комплексную медицинскую помощь. Это не просто диагностика и лечение, но и профилактика, реабилитация, укрепление здоровья и координация оказания медицинской помощи пациенту. В последние годы все больше говорится об управлении врачом общей практики медицинскими ресурсами, которые существуют в разных регионах для оказания медицинской помощи. До настоящего времени не существует закрепленных в законодательных актах различий между организацией первичной помощи по типу общей врачебной практики и терапевтической службой. Вмести с тем возможности семейного врача по предоставлению услуг позволяют повысить эффективность оказания медицинской помощи и снизить внешние затраты (вызов скорой медицинской помощи, госпитализация в стационар, обращение к узким специалистам).
Врач общей практики выявляет заболевание на ранних стадиях, проводит необходимую диагностику и назначает лечение. При необходимости в рамках своих компетенций врач имеет возможность обратиться за помощью к узкому специалисту, но комплекс проблем своего пациента (медицинских, психологических, социальных) он должен решать самостоятельно. Как научить этому выпускника вуза или «переучить» терапевта, мировоззрение которого складывалось на протяжении многих десятилетий? Это возможно только при формировании правильной системы подготовки кадров высшей квалификации по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». Итогом обучения должно быть повышение уровня компетенций врача общей практики и формирование прогрессивного мировоззрения, что это обеспечит повышение уровня оказания помощи, основанной на принципах семейной медицины.
В последние несколько лет в России происходит модернизация системы последипломного образования. С 2017 г. выпускники медицинских вузов получают новую квалификацию «общая практика» после прохождения первичной аккредитации, которая включает в себя прохождение тестирования, проверку профессиональных компетенций (умения и навыки) и собеседование (приказ Министерства образования и науки РФ от 2013 г. № 1061). Новая система оставляет возможность подготовки врачей общей практики в ординатуре. Важные изменения затронули дополнительное профессиональное образование: на смену традиционным очным циклам повышения квалификации пришли короткие дистанционные программы и различные формы образовательных модулей, проводимых профессиональными ассоциациями.
Наша кафедра — кафедра терапии и семейной медицины факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова — активно участвует в разработке новых образовательных программ, которые в настоящее время наиболее востребованы в практическом здравоохранении и включены в систему непрерывного медицинского образования. 20-летний опыт работы по подготовке врачей общей практики, наличие высококвалифицированного профессорского-преподавательского состава и надлежащей материально-технической базы позволили нам разработать и совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы и РНИМУ им. Н.И. Пирогова внедрить в практическую деятельность следующие направления в подготовке врача первичного звена.
Программа профессиональной переподготовки врачей-терапевтов. Обучение врачей-терапевтов медицинских учреждений Департамента здравоохранения города Москвы по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» ведется на кафедре с момента ее образования. Отличительная черта данного подхода — обучение проводится в течение года, за которые каждый слушатель должен освоить 500 часов.
Программы сопровождения врачей общей практики (семейных врачей). Для участия в обучении по этому направлению приглашаются врачи, прошедшие профессиональную переподготовку в 2015-2017 гг. Для поддержки и проведения обучения на базе РНИМУ создан Центр по подготовке врача общей практики, основная цель работы которого — совершенствование знаний врачей общей практики по смежным дисциплинам и отработка практических навыков, необходимых в повседневной работе. Программа рассчитана на два года, обучение проводится на рабочих местах и в симуляционном центре, работа ведется путем формирования отдельных модулей, которые формируют индивидуальную программу.
Школы профессионального роста рассчитаны на работу с практикующими врачами. Поступление в программу происходит на конкурсной основе. Аттестационная комиссия анализирует поступившие портфолио врачей и итоги пройденного ими тестирования. По итогам обсуждения выбираются лучшие врачи, которые могут обучаться по программе профессиональной переподготовки в объеме 864 часа, и этот вариант существует для врачей-терапевтов. Для врачей общей практики (семейных врачей) существует возможность дополнительного обучения через программу повышения квалификации, которая реализуется в форме стажировки.
Школы врача общей практики — форма обучения, которая может быть использована ординаторами, терапевтами и врачами общей практики (семейными врачами). В основе этого направления — проведение мастер-классов ведущим специалистами, разбор сложных и интересных клинических случаев, решение интерактивных ситуационных кейсов.
Одна из основных проблем, с которыми сталкивается система подготовки врачей первичного звена, это отсутствие профессиональных преподавательских кадров. Совершенствование и улучшение качества преподавания дисциплины «общая врачебная практика (семейная медицина)» на кафедре терапии и семейной медицины является одной из основных задач на современном этапе.
В профиле проблем, которыми занимается врач общей практики, большая часть приходится на заболевания терапевтического профиля. Преподавание смежных дисциплин осуществляет ся на специализированных кафедрах, при этом профильные преподаватели стремятся обсудить со слушателями лишь теоретические аспекты, выходящие за пределы компетенции врача общей практики, в ущерб практическим навыкам и умениям, необходимым врачу на амбулаторном приеме. Наличие хоро шей учебной базы позволяет решить эту проблему. Предлагаемый и используемый многими принцип обучения, когда преподавателями узких специальностей являются сотрудники кафедры — врачи общей практики, в полном объеме владеющие навыками и умениями, необходимыми на амбулаторном этапе, полностью оправдал себя. В рамках повышения своих компетенций преподаватели кафедры постоянно проходят обучение на профильных кафедрах, повышают мастерство и овладевают новыми знаниями и умениями.
В последние годы получило развитие новое направление взаимодействия между пациентом и врачом — телемедицина. Разработанные на кафедре программы подготовки врачей общей практики содержат основные вопросы, отражающие возможности применения данной технологии в повседневной жизни. Сам термин «телемедицина» впервые был введен R. Маrk в 1974 г. В Уставе Международного общества телемедицины (International Society for Telemedicine, ISFT) используется определение телемедицины как «использование информационных и коммуникационных технологий в целях обеспечения и поддержания здравоохранения в случаях, когда участники находятся на расстоянии друг от друга». Более широкое понимание термина «телемедицина» было предложено экспертами ВОЗ, которые рассматривают телемедицину как «предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ». Успешный опыт применения телемедицины в различных странах мира доказывает необходимость активного внедрения этого направления в повседневную жизнь врача общей практики, а проведенные исследования показывают, что в 97% случаев решение, принятое на основание телемониторинга, находит подтверждение при амбулаторном осмотре. Использование возможностей, предоставляемых современными коммуникационными технологиями, позволяет обеспечить непрерывное медицинское образование, передачу информации от пациента к врачу. Это повышает доступность консультативной специализированной помощи, предоставляет возможность передачи данных лабораторных и инструментальных исследований и осуществления постоянного мониторинга за состоянием здоровья пациентов.
Одним из наиболее перспективных возможностей применения телемедицины врачом общей практики является домашний (персональный) мониторинг. Врачи общей практики в США осуществляют ежедневно около 1,5 млн. сеансов телемедицины, при этом отмечается значительное снижение посещений пациентов на дому врачами и медицинскими сестрами. В Финляндии использование телепомощи показало снижение на 30% обращений к врачу, при этом снижение расходов снизилось также примерно на 30 %.
В 2016 г. в стране были приняты два законопроекта — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения» и проект федерального закона № 1085466-6 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и закон «О персональных данных». В этих документах впервые понятие «телемедицина» заменено на описание телемедицинских технологий, которые могут быть использованы для большей оперативности и эффективности оказания медицинских услуг. Данная трактовка позволяет расширить возможности применения телемедицины в амбулаторной практике, но только при одном условии — если к этому будут готовы врачи первичного звена. Поэтому приоритетной задачей преподавательского состава кафедры является разработка современного методического подхода к формированию заинтересованности врача, оказывающего амбулаторную помощь, а также создание новых программ по обучению врача общей практики работе с информационными технологиями.
Подводя итоги 20-летней работы кафедры терапии и семейной медицины по подготовке врачей общей практики для первичного звена здравоохранения, можно с уверенностью сказать, что выбранный путь является актуальным и инновационным, а принятые решения по изменению форм обучения и внедрению новых направлений работы — своевременными. Нет сомнений в том, что перед сотрудниками кафедры и врачами общей практики открываются новые перспективы развития, позволяющие расширить профессиональные навыки в выбранной специальности. Практический опыт и созданный методический материал помогает преподавателям разрабатывать и внедрять в практическое здравоохранение новейшие достижения медицинской науки, которые интегрируются в единое образовательное пространство и служат единой идее повышения качества медицинской помощи.
Научно-практический журнал для специалистов первичного звена здравоохранения «Справочник врача общей практики», №5, 2018. С. 9-13.