Rights and obligations of patients

АО «Медицина» благодарит вас за выбор нашей клиники для оказания медицинской помощи.

Залог успешного лечения складывается из нескольких факторов, но важнейшими из них являются профессионализм врача и вовлеченность пациента в процесс лечения. Последнее возможно только при условии, что пациент полностью информирован и понимает план лечения, смысл и назначение разнообразных процедур, манипуляций и вмешательств, правила пребывания в клинике, то есть является полноценным участником и партнером врача в борьбе с болезнью. В связи с этим клиника АО «Медицина» предлагает вам и вашей семье ознакомиться с правами и обязанностями пациентов.


Основы прав и обязанностей пациентов подготовлены в соответствии с:

Медицинская организация обязуется:

  • оказывать содействие пациенту в получении полного спектра диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • поддерживать взаимоотношения пациента и членов его семьи с медицинскими работниками;
  • помогать пациенту активно участвовать в лечебном процессе;
  • обеспечить обучение пациента в процессе лечения;
  • создавать и укреплять эффективную коммуникацию и взаимодействие между всеми сотрудниками, принимающими участие в оказании медицинской помощи;
  • повышать доверие пациента к действиям медицинских работников;
  • обеспечить внутренний контроль соблюдения прав пациентов и членов их семей.

Первичное обращение

При первичном обращении пациент (или его законный представитель) заключает с клиникой договор об оказании платных медицинских услуг и подписывает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В случаях отказа от подписания договора и добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство клиника вправе отказать в приеме. Предварительно ознакомиться с текстом договора на оказание платных медицинских услуг можно по ссылке.

Клиника АО «Медицина» и медицинский персонал:

  • гарантируют обеспечение круглосуточной медицинской помощи;
  • гарантируют адекватное обезболивание пациента при помощи наиболее подходящего метода;
  • взаимодействуют с пациентом и членами его семьи в процессе выбора оптимального метода лечения;
  • не имеют права использовать грубые выражения при общении с пациентом, уважая его ценности, убеждения и решения;
  • не препятствуют совершению пациентом религиозных обрядов, если это не мешает другим пациентам;
  • с уважением относятся к умирающим пациентам и оказывают членам семей психологическую поддержку;
  • гарантируют соблюдение принципов врачебной тайны. Сохранение конфиденциальности медицинской информации гарантируется и после смерти пациента;
  • гарантируют, что информационные технологии, принятые в клинике, обеспечивают предоставление доступа к медицинской информации только тем медицинским работникам, которые имеют на это право.

Права пациентов и членов их семей

Права пациента являются незыблемыми и не могут нарушаться даже по просьбе пациента. Пациенты имеют полный и открытый доступ к брошюрам с описанием их прав. Брошюры доступы во всех отделениях клиники.

Пациенты и члены их семей имеют право подать жалобу, которая рассматривается в установленном порядке.

Получение медицинской помощи:

  • все пациенты клиники и члены их семей имеют право на получение лечения, вне зависимости от их расы, этнической принадлежности, религиозных убеждений, языка, пола, национальности, физических недостатков, сексуальной ориентации, философских убеждений, социального и экономического статуса;
  • все пациенты и члены их семей имеют право получать полную информацию о методе лечения;
  • пациент имеет право согласиться или отказаться от предложенного ему метода лечения;
  • пациенты имеют право на информацию о занимаемой должности, степенях и званиях медицинских работников, которые принимают участие в их лечении;
  • пациент имеет право на полную информацию о своем диагнозе, методе лечения, альтернативах предложенного метода лечения, вероятности успешного лечения, стоимости лечения, предполагаемой продолжительности лечения и возможных осложнениях.

Нахождение в клинике:

  • все пациенты клиники и члены их семей имеют право получать лечение в комфортном окружении, с уважением к их культурным, религиозным и социальным ценностям;
  • пациенты имеют право на присутствие сопровождающего лица в палате, если к этому нет медицинских противопоказаний;
  • сопровождающие лица не имеют права вмешиваться в проведение медицинских процедур персоналом клиники.

Оплата медицинских услуг:

  • лицо, обеспечивающее оплату лечения, имеет право на получение полной финансовой информации о расходах и стоимости лечения.

Обязанности пациентов и членов их семей

Пациенты обязаны уважать права других пациентов и медицинского персонала клиники.

Процесс лечения:

  • пациенты и члены их семей обязаны представлять полную и честную информацию о состоянии здоровья медицинским работникам, принимающим участие в процессе лечения;
  • если у пациентов и членов их семей в процессе лечения возникают сложности в понимании информации, которую им представляют медицинские работники, они должны задавать вопросы и обращаться за любыми дополнительными разъяснениями;
  • пациенты и члены их семей должны сообщать о любых непредвиденных ситуациях в процессе их лечения;
  • пациенты должны принимать активное лечение в процессе принятия решения относительно плана лечения.

Предоставление информации:

  • пациенты должны своевременно информировать клинику обо всех изменениях в их персональной информации (имя, фамилия, адрес или номер телефона);
  • пациенты должны информировать клинику в случае, если они не смогут приехать на прием врача в назначенное время.

Платные медицинские услуги:

  • пациенты обязаны обеспечивать полную и своевременную оплату лечения в клинике.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 19. Право на медицинскую помощь.

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.